Baltic Dry Index (BDI) — торговый индекс, ежедневно рассчитываемый Балтийской Биржей (Baltic Exchange).
Индекс
отражает стоимость перевозок сухого груза (уголь, руда, зерно и т. п.)
морем по двадцати основным торговым маршрутам и охватывает перевозки,
производимые сухогрузами классов Handymax, Panamax и Capesize.
Экономический смысл BDI
Индекс
является одним из самых объективных индикаторов экономической
активности, поскольку измеряет спрос на сырье в реальном времени, в то
время как другие экономические показатели, например, данные по
потребительским расходам или индекс потребительских цен, рассматривают
то, что уже произошло. Вдобавок, исследование BDI эффективнее анализа
рыночных цен на сырье, где такие факторы, как эффект товаров-субститутов
и фьючерсные контракты, затрудняют интерпретацию влияния изменений цен
на сырье.
Поскольку сухие грузы — это преимущественно то, что
служит для создания промежуточной или готовой продукции (например,
бетона, электричества или стали), индекс BDI также рассматривается как
эффективный индикатор будущего экономического роста и производства.
В
отличие от рынка акций и рынка сырья, BDI полностью лишен спекулятивных
игроков. Торговля ограничена только компаниями-членами, и только те
участники, которые обладают реальным грузом или имеют суда, чтобы
перевозить эти грузы, обеспечивают контракты.
Начавшееся
19-го декабря 2011-го года падение основного судоходного индекса BDI
продолжалось весь (!!!) январь 2012-го года без единой торговой сессии
передышки (повышения) и сегодня, 2-го февраля, в день сурка 2012-го года
достигло своего абсолютного минимума за последние 26 лет, пробив
отметку 662 пункта.
Напомню, что предыдущий абсолютный
минимум на уровне 663 пунктов был отмечен 5-го декабря 2008-го года во
время последнего жесточайшего кризиса в судоходстве периода осени-зимы
2008-го - 2009-го годов. Поэтому с формальной (и, очевидно, с
практической) точки зрения в настоящее время мы переживаем более сильный
кризис в судоходстве чем тот, который отрасль пережила в 2008-м году.
Ещё
более ранний минимум уровня индекса был зафиксирован аж в 1986-м году.
Тогда его значение составило 554 пункта. При том, что сравнение
сегодняшнего минимума с минимумом тех лет, совершенно невозможно и
неуместно (это был другой мир: с другой экономикой и с другими ценами на
нефть) не удивлюсь, если такими темпами индекс скоро пробьёт и тот
печальный рекорд.